Оранжевая Революция: несколько слов о технических аспектах.


Как именно охарактеризовать события, вошедшие в новейшую историю Украины под названием "Оранжевая Революция" и свидетелями которых мы являлись, нам решать самостоятельно. Каждый человек имеет право на собственное мнение, и, естественно, собственную оценку происходящего. А комментарии и профессиональную оценку событий мы можем предоставить средствам массовой информации. Но одного никто не сможет отрицать - Украина уже не будет такой как прежде. А символом всех этих событий стал Майдан Незалежности.

Собственно, речь пойдет не о политической оценке произошедших событий, а о технической стороне. Если Вы помните, на противоположной от монумента Независимости стороне улицы Крещатик, на тротуаре была установлена сцена (размер зеркала - 8 х 6 метров, общая ширина сценического комплекса с вспомогательными конструкциями для экранов и систем звукоусиления составила 32 метра). Изначально организаторами была поставлена задача озвучивания большей части Майдана Незалежности - от сцены до монумента Независимости и прилегающих "секторов" по улице Крещатик, при этом система звукоусиления должна была использоваться и в качестве "концертной", и в качестве "речевой". Естественно, никто не ожидал дальнейшего развития событий и не рассчитывал на такое количество собравшихся слушателей при предварительной проработке и расчета системы звукоусиления (использовалась программа акустического расчета Meyer Sound MAPP Online). Тем не менее, можно говорить о том, что поставленная задача, даже при последующем изменении условий, была выполнена. Но обо всем по порядку.

Для озвучивания Майдана Незалежности, включая прилежащие части улиц Городецкого и Институтской, использовались громкоговорители Meyer Sound MILO, "разделенные" на левый и правый порталы. Для усиления звучания суббасовой компоненты сигнала применялись кардиоидные суббасовые громкоговорители Meyer Sound M3D-Sub, подвешиваемые в одном кластере с громкоговорителями MILO, и Meyer Sound 650-P, размещенные перед сценой вдоль одной линии (сигнал подавался с центрального выхода основного пульта через линию задержки). Для озвучивания "боковых секторов" использовались громкоговорители Meyer Sound MSL-4, подвешиваемые в крайних "клетках" сценического комплекса (по восемь громкоговорителей с каждой стороны). Для подачи сигнала на каждую сторону использовались три линии: верхние два ряда подвешивались в конфигурации Long Throw (т.е. верхний ряд громкоговорителей подвешивался рупорами "вниз"). Под каждым кластером MSL-4 внизу устанавливались с каждой стороны по 3 суббасовых громкоговорителя Meyer Sound PSW-2. Для управления системой использовались два прибора Meyer Sound: LD-3 (для MILO и M3D-Sub) и LD-1A (для MSL-4 и PSW-2).

Отдельного описания заслуживает оборудование, установленное непосредственно на сцене. Изначально было ясно, что запланировано выступление не одной, и не двух групп, не говоря уже об "официальной части". Конечно, для зрителей представляет гораздо большее удовольствие услышать выступления как можно большего количества исполнителей, но с точки зрения удовлетворения технических требований музыкантов… это вызывает определенные трудности, к счастью, благополучно решаемые. В результате обработки перечней технических требований групп "В.В.", "Океан Эльзы", "Тартак" и "Мандры" был выработана гибкая обобщенная схема подключения и расстановки оборудования, которая, как показала дальнейшая работа, позволила без особых проблем работать всем выступающим, независимо от жанра, используемых музыкальных инструментов и состава коллективов. Для обеспечения "звукового комфорта" выступающих на сцене использовался 32-х канальный микшерный пульт Allen&Heath GL 4000, с которого сигналы подавались на шесть мониторных линий. Изначально для первых трех мониторных линий были установлены шесть мониторов Meyer Sound USM-100P (по два монитора в каждой линии), однако из-за ограниченности места на сцене (размер сценического подиума составлял 8 х 6 метров) впоследствии два монитора были сняты (по одному монитору из второй и третьей линий). Для мониторинга барабанщика использовались два суббасовых громкоговорителя Meyer Sound PSW-2 и два монитора Meyer Sound USM-1P. Жалоб от барабанщиков не поступало, хотя Сергей Сахно из "В.В." просил всегда отключать один PSW-2 и один монитор, так как ему вполне хватало уровня громкости. Кроме того, для гитаристов были установлены усилители Mesa Boogie Rectifier Dual Solo Head и Triple Solo Head и гитарные акустические системы Mesa Boogie Rectifier Cabinet 4 x 12". Сигнал бас гитары "снимался" с выхода предусилителя бас гитарного усилителя Ampeg SVT-3PRO, к которому подключались две акустических системы Ampeg: 410HE и 15Е (соответственно 4 х 10" и 1 х 15"). Исключением поначалу был бас гитарист группы "Мандры" Сергей Чегодаев, использующий гитарную радиосистему и свой собственный предусилитель SansAmps, с выхода которого сигнал подавался на сплиттер и усилитель Ampeg, однако при ухудшении погодных условий вернувшийся к использованию "старого доброго кабеля" и непосредственному подключению к усилителю. Не стали рисковать с использованием радиосистем и музыканты группы "В.В.", которые при ухудшении погодных условий "на всякий случай" воспользовались кабелями для подключения инструментов.

В роли основного пульта "выступал" 48 канальный Allen&Heath ML 5000, который помимо непосредственных функций FOH-пульта, позволял осуществлять трансляцию сигнала с и на независимый 5-й телеканал, парламентское телевидение, спутниковое телевидение и радио, а также обеспечивал возможность всем находящимся на Майдане людям слушать прямые включения из зала Верховного Суда Украины и парламента.

Повторюсь, выехав на монтаж 21 ноября 2004 года никто, ни руководство компании, ни технический персонал, не могли себе представить дальнейшего развития событий и того, что в крайне неблагоприятных погодных условиях предстоит проработать 41 сутки, поставив эти своеобразный рекорд продолжительности работы. Да, Вы не ослышались: с 21 ноября 2004 года по 1 января 2005 года аппаратура работала в непрерывном режиме, и технический персонал компании КРУГЛОСУТОЧНО "нес вахту" на площадке в чрезвычайно неблагоприятных погодных условиях: в дождь, снег, в сильный мороз и слякоть. Особо стоит отметить действия представителей антидемократической власти, не дававшее разрешения и всячески затягивающие рассмотрение вопроса о ранее согласованном (с учетом соответствующих норм, предусмотренных Законодательством Украины) монтаже и установке сценического комплекса на Майдане. В результате чего абсолютно все технические службы были поставлены в практически невозможные временные рамки, которые отводились на монтаж и отстройку аппаратуры, но ценой неимоверных усилий справившихся с поставленными задачами.


Более подробная информация о составе системы звукоусиления изложена в техническом отчете >>>.


Интервью: